<<< Предисловие 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Эпилог >>> |
Энрике было восемь лет всего, когда его отец - лингвист и бабник (что по-испански мягче - "мухерьего", поскольку нет в испанском слова "баба", а только слова "женщина" - "мухер") расстался с его матерью, женился на женщине, чей муж был не лингвист, а дипломат, но тоже "мухерьего", и за торговца мебелью старинной, как ни фатально, "мухерьего" тоже, с отчаянья поспешно вышла мать. Отец сначала вроде счастлив был, но постепенно новая жена, как новая игрушка, надоела, когда её, как прежнюю игрушку, с жестоким любопытством разломав, увидел в ней нехитрый механизм, а в нём пружинки глупости, жеманства, которые так розово скрывал холёной кожи гладкий целлулоид. Тогда-то он затосковал о сыне. Мать поняла, что новый вариант в лице торговца мебелью был старым, ухудшенным к тому же тем, что он был бабником и вместе с тем ревнивцем. Но больше, чем ко всем, он ревновал жену к её единственному сыну. Мать, сына взяв, садилась в свой "фольксваген" и уезжала в гости к океану с изменчивым лицом. но неизменным, как будто бы лицо стихов Неруды, которые читала сыну мать. Тяжёлые зелёные валы к босым ногам, ступавшим по песку, вышвыривали водорослей космы, сквозные парашютики медуз, бутылочные тёмные осколки, так нежно закруглённые водой, что можно с изумрудами их спутать, и камешки, чья драгоценность скрыта была в узорах, а не в именах. Мать собирала камешки сначала лишь для того, чтоб опустить их в блюдце с преображавшей камешки водой, создав немножко моря в своём доме. Потом она у мастера-пьянчужки уроки шлифованья стала брать, и камни с нею так заговорили, как из людей не говорил никто. Энрике больше камешков любил сам океан, не ставший морем в блюдце, могучий тем, что никогда не знает, как вздумает он сам себя вести. Скучища - хорошо вести себя. Тоска - вести себя нарочно плохо. Не знать, как ты ведёшь себя, - вот счастье. Всё просто: надо жить как океан. Энрике с детства начал рисовать, и нравилось ему, что кисть его сама не знала, как себя вела, как поведёт себя, не знала тоже. Но вмешиваться первой стала мать, сказав про акварельный свой портрет: "Я не такая всё-таки старуха... Не знала я, что ты такой жестокий. Искусство жизнь должно красивей делать, а ты... а ты..." - и, плача, убежала к спасительному мастеру-пьянчужке с ним камешки морские шлифовать. А отчим, полный мебельных идей, в себя включавший многие кровати с разнообразным тёплым содержимым, сказал угрюмо пасынку: "Мазня!.. Ты рисовал бы лучше деньги, парень". Искусство страшно тем, что каждый смертный себя считает знатоком искусства. Не лезут ведь ни в химию невежды, ни в микробиологию, ни в кварки. Мать космонавта, сдерживая слёзы, ну максимум, что может подсказать: "Будь осторожней в космосе, сыночек". Но в живописи и в литературе специалисты все, кому не лень, все знают, как не надо, что не надо, хотя нельзя понять, что надо им. И, как ни странно, первый человек, который оценил "мазню" Энрике, был тот, кто рану первую нанёс его ещё младенческому сердцу, - его отец. Когда он бросил сына, тогда он только сына полюбил. Он постарел. Замкнулся он в санскрите. Развёлся с целлулоидной женой и потихоньку стал терять любовниц, то замечавших лысину его, то рыхлое растущее брюшко, то общую его бесперспективность. И в сына он вцепился, как в надежду любить кого-то и любимым быть, но кто привык в любви быть эгоистом, тот и в любви отцовской эгоист. Он, лет на десять позабывший сына, о нём припоминавший лишь карманом, увидев как-то юношу-студента с миндальными фамильными глазами, который без него стал человеком, немного запоздало возжелал вложить в него всё то, что в нём, в отце, исплесневело, выцвело, истлело, но было, было - правда, так давно, что мало кто уже об этом помнил. Так вот - напомнить сыном он хотел о том, как сам когда-то был талантлив, чтобы других и сына убедить в том, что талантлив сын благодаря отцовским генам, а не материнским. Мать, не совсем несправедливо, впрочем, была разорена подобной вспышкой отцовских чувств, назвав их лицемерьем, что было справедливо не совсем. Она имела крупный разговор с оставшимся без женщин "мухерьего" и запретила ему сына видеть, а он сказал, что сын уйдёт к нему, поскольку после отчима идут по уровню развитья - табуретки. Когда, забыв о третьем, двое взрослых ребёнком бьют по голове друг друга, то разбивают голову ребёнку. Мать испугалась. Заключён был мир с условием, что каждую субботу предмет их спора будет у отца, а остальные дни недели - дома. Энрике знал, что брошен был отцом, но, понимая брошенность отца, любил отца отцовскою любовью. И каждый раз отец собачьим взглядом глядел, когда он уходил домой, и оставался иногда Энрике на воскресенье, убивая мать, и уходил под утро в понедельник, и убивал отца своим уходом, убийцей против воли становясь. |
<<< Предисловие 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Эпилог >>> |