<<< Содержание 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 >>> |
На острове Пасхи тоже есть статуи, как и в Нью-Йорке. Они стоят, высеченные из черного пористого камня, с большими широкими носами, как у Льва Толстого, и с обиженно оттопыренными губами, как дети, у которых что-то отобрали.
Некоторые статуи упали, и никто не знает почему. Даже циклон не способен повалить эти громады.
Чилийский архитектор Гонсало Фигероа, создатель науки поднимания упавших статуй, стоял в выцветших джинсах, с ожерельем из белоснежных ракушек на волосатой груди и разглядывал вместе со мной одного упавшего каменного великана.
Великан был обмотан тросами, и его безуспешно пытались приподнять три самосвала, поставленных под определённым углом.
Угол выверялся тщательно, и включать скорость водители должны были одновременно и плавно, потому что в противном случае великан мог приподняться, но накрениться и рухнуть.
А этот великан был упорным и вообще не хотел вставать. Великан лежал на спине, и его лицо, обдаваемое брызгами океана, выражало презрение к жалким усилиям людей.
- Если сильно дернуть, конечно, мы его поднимем, - сказал Гонсало.- Но тогда он снова упадёт, и уже лицом вниз. Придётся действовать методом камешков.
- Что это за метод? - спросил я.
- Это древний метод паскуанцев, когда здесь ещё не было никакой техники. Под спину статуи они подкладывали плоские камешки - один за одним, и статуя поднималась. Это, конечно, во много раз медленнее, но зато безопаснее для статуи. Рывки обычно кончаются падением...
Гонсало усмехнулся и добавил:
- Так же и в истории. Горячие головы всегда рвутся поднять нацию, упавшую на спину, рывком. Но они забывают, что нация затем может рухнуть лицом вниз. В истории я тоже предпочитаю метод камешков.
Говорят, что когда привезли эту статую, то её выгружали на части разъяту, и тащили на тросах по берегу голому: то гигантский мизинец то ногу, то голову, и Свобода валялась, никем воедино не собранная, словно воронами разодранная... На моторках сюда любопытные пёрли и снимались, воссев у Свободы на горле. Залезали к ней в голову - нет ли подвоха? Усмехались довольно: "Безмозгла, дурёха!" За подол её цапали - люди есть люди! - и, хихикая, тискали ржавые груди... А сейчас она встала. В подножье её - колоннада. Голова там, где надо, и факел, где надо. Но не знают, над нею летя, самолёты, что утеряно сердце её в суматохе. Высоко вознеслась. В люди девочка выбилась. Но всегда вознесенье без сердца - лишь видимость. Если сердце не вложено или же просто заглохло, не сколотят Свободу любые болты и заклепки. То, что люди свободны, им статуи ловко соврали. Монумент - это призрак. Свободу еще не собрали, и расшвыряны части её неповинного тела, будто с хряском на плахе рубили её оголтело. Собирайте Свободу хотя бы по малым кусочкам, собирать завещайте своим сыновьям или дочкам. Поливайте Свободу не грязью - живою водою, чтобы встала она над землёй молодой-молодою. И её не собрать, как хотелось, конечно бы,- мигом, и её не поднять в одиночку, а только всем миром. Поднимайте Свободу по методу камешков - хитро, но не слишком хитрите - судьба посмеётся ехидно. Поднимайте её, чтоб помочь всем раздетым, разутым, если надо - рывком, но рывком не шальным, а разумным. Если сердце Свободы упрячут за самые крепкие двери, отдадим своё сердце Свободе. Не будет потери. Если сердце Свободе от чистой души- отдаётся, лишь тогда оно в собственной нашей груди остаётся. |
<<< Содержание 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 >>> |