Мама и нейтронная бомба
<<<  Содержание 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Эпилог  >>>

8
Бедности нет,
                        где не существует богатых.
Я рос,
            не думая, богатый я или бедный.
Но в послевоенной Москве появились
                                                первые богатые дети,
и я задумался...
Это были стиляги -
                                    наоборотная тень
кубанских казаков, плясавших тогда на экране,
где сладенького счетовода
                                                играл молодой Любимов,
пряча под смушкой кубанки
                                          мысль о захвате Таганки...
Я увидел стиляг на одной из ёлок в Колонном.
Их волосы были приклеены к маленьким лбам бриолином,
галстуки -
                  как опахала из павлиньих перьев,
ватные плечи
                  похожих на полупальто пиджаков,
ботинки вишневого цвета на рубчатой
                                                            каучуковой подошве,
презрительный взгляд
                                    поверх магазинно одетых людей...
А на моих плечах
                              был кургузый пиджачок из Мосторга
и темно-серая рубашка
                                    "смерть прачкам".
Но в руке я сжимал номерок от гардероба,
где висела
                  тогда мне бывшая впору
и заменявшая мне пальто
мамина старенькая кожанка
с дыркой от мопровского значка.
Но МОПРа не было.
                                    Были стиляги:
первые диссиденты -
                                    диссиденты одежды,
мятежники танцплощадок,
                                                интернационалисты вещей,
герои - родоначальники будущего вещизма.
Дружинники с ними боролись при помощи ножниц,
отхватывая слишком длинные,
                                          по мнению общественности,
                                                                                          волосы,
или после обмера портновским клеёнчатым сантиметром
разрезая слишком узкие,
                                          по мнению общественности,
                                                                                          брюки.
Но стиляги в Колонном зале были суперстиляги.
Информированные дружинники
                                                соблюдали дистанцию с ними.
У подъезда стиляг поджидал
                                                катафалковый черный "ЗИМ".
"В кок", -
            процедил один из подростков шофёру
(так называли стиляги тогда коктейль-холл).
И "ЗИМ" желтоглазый
                                    обдал кожанку мою
грязью нового,
                  только что наступившего сорок девятого года,
и я ощутил
                  не кожанкой моей, а кожей
ввинченность мопровского значка.
"Сын академика..." -
                                    раздался завистливый шёпот.
Лестница покачнулась,
                                    как будто по её ступеням
запрыгала эйзенштейновская коляска
                                                из "Броненосца "Потемкин"
с развалившимся в ней стилягой.
Через несколько лет был фельетон "Плесень"
и состоялось историческое закрытие коктейль-холла,
ибо коктейли были названы буржуазным ядом,
и было непредставимо,
                                    что пустые бутылки пепси
когда-нибудь станут обычной сдаваемой стеклотарой.
Времена менялись.
                              Ножницы дружинников разрезали
слишком широкие,
                              по мнению общественности,
                                                                                    брюки,
а сын академика Лёва
                                    из человека-антиплаката
превратился в довольно способного
                                                      художника-плакатиста.
Он уже одевался на свои,
                                          а не папины деньги.
Но мало-помалу иностранные шмотки
перестали быть привилегией узкой касты.
Каста расширилась,
                                    включая в себя сыновей
мясников,
            зеленщиков
                              и продавщиц молочных магазинов.
Все трудней становилось
                                                "выделяться из масс",
ибо массами овладело желание выделяться.
Бывшие суперстиляги
                                    решили выделяться по-иному,
создав микромир из длинноногих манекенщиц.
Женились на них,
                              разводились,
                                                меняли между собой,
как некогда яркие галстуки,
                                          привезенные китобоями Одессы.
Но у новых московских девочек,
                                    воспитанных на болгарских соках.
ноги росли с катастрофической быстротой.
Манекенное телосложение
                                          приняло массовый характер
и манекенщицы-профессионалки
                                                бледнели на этом фоне.
Лёва решил переменить фон.
                                          Лёва уехал в Израиль.
Но в Тель-Авиве Лёве не показалось.
                                                      Не показалось в Париже -
художнику сложно выделяться в городе,
                                                            где семьдесят тысяч
художников, желающих выделяться.
Я истратился с Лёвой случайно в Нью-Йорке
                                    и доме миллионера Питера Спрэйга,
где тогда служил мажордомом
                                          бывший харьковский поэт Эдик,
получишний это место
                        блаюдаря протекции мажордомши-мулатки,
которую вызвала мама,
                                    медленно умирающая в Луизиане.
Эдик,
      по мнению эмигрантской общественности -
                                                      чеховский гадкий мальчик,
приготовляющий динамит
                              под гостеприимной крышей капиталиста,
тогда писал
            спою страшную, потрясающую исповедь эмигранта
и комнатушке с портретами Че Гевары
                                                      и полковника Кадаффи.
Миллионер отсутствовал.
                                          Он улетел на "конкорде"
в Англию
      на собственную фабрику автомобилей "Остин Мартин",
и Эдик пил "Шато Мутон Ротшильд" 1935 года,
если я не ошибаюсь, года собственного рождения,
и заедал щами из кислой капусты,
купленной в польской эмигрантской лавке
                                                            на Лексингтон-авеню.
Бывший одесский пианист,
                  смущенно сказал, что он знает
                                                      по работе мою маму,
смахнув слезу,
      заиграл на "Бехштейне" "Хотят ли русские войны?"
Бывший переводчик
                              грузинских и азербайджанских поэтов
ныне владелец галереи
                              "неофициального русского искусства"
и бывший московский сутенер,
                              сочинивший роман "ЦДЛ"
на единственном
                        хорошо знакомым ему материале,
занимались коомунальными выянюшками,
                                                кто из них "агент КГБ",
в результате чего
                  пустая бутылка
                                    ни в чём не повинной "Столичной"
разбила ни в чём не повинное окно,
                              выходящее во двор Курта Вальдхайма.
А Лёва, пришедший по инерции судьбы
                                    с манекенщицей по кличке Козлик,
бывшей женой Эдика,
                              а ныне женой итальянского графа,
молча разрывал руками ставшую импортной воблу
на мятой "Нью-Йорк таймс",
                                    исполняющей роль "Вечерки".
Лёва постарел.
                        Он был одет магазинно,
ибо в Нью-Йорке,
                        чтобы стать диссидентом одежды,
мало того, чтобы даже вообще не одеваться.
Лёва теперь занимается сварочной скульптурой.
Пальцы в ожогах
                  что-то рисовали карандашиком на газете,
                                                                        жирной от воблы,
может быть, собственную дорогу,
которую Лёва не сумел нарисовать.
Лёва поднял глаза
      с подглазными мешками, набитыми пылью скитаний,
и вдруг спросил
                  совсем по-московски,
                                    вернее по-улицегорьковски:
"Старичок,
            только без трёпа,
как ты думаешь,
            будет война?»

Мама и нейтронная бомба
<<<  Содержание 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Эпилог  >>>