Предисловие 1 2 3 4 5 6 7 8 >>> |
Предисловие
Писатель не должен ориентироваться только на молодёжь. Такая ориентация поверхностна: она как бы предполагает то, что именно молодёжь обладает совершенными критериями. И среди молодых людей, как среди людей старшего возраста, есть личности, заслуживающие и уважения и неуважения. Но писатель не имеет нравственного права не знать молодёжь и не думать о ней. Отрыв от новых поколений чреват тем, что писатель может заблудиться в плену своих застывших представлений о мире и жить только прошлым в окружении призраков своей собственной молодости, среди которых призрак его самого. Брюзжать на современную молодёжь или благостно восхищаться ею куда легче, чем разобраться в ней.
Я счастлив тем, что сегодня, хотя и постарел сам, вместе со мной постарела только часть моих читателей,- а приходят всё новые и новые представители вечно изменяющегося "племени младого незнакомого", и я встречаюсь с ними на стройках, в университетах, на заводах и фабриках и, к сожалению, реже в селе. Я люблю нашу молодёжь, верю в неё и не мыслю своей жизнью без того, чтобы я мог говорит с ней не на фальшиво заискивающем языке, а на том языке, которым я говорю сам с собой.
Основное ядро нашей молодёжи - крепкое, нравственное, здоровое. Такие ребята не подведут. Но, видя отрицательные явления, даже, как говорят критики, "нетипичные", - писатели не должны их обходить именно для того, чтобы они не смогли стать "типичными".
В последнее время на страницах нашей печати, да и в бытовых разговорах всё чаще употребляется слово "вещизм", не знаю кем изобретённое, но хлёсткое и точное. Я не смешиваю это слово с желанием хорошо одеваться или иметь хорошую благоустроенную квартиру. В этом ничего плохого нет. Но когда такое желание становится целью жизни, а вся остальная жизнь - лишь способ достижения комфорта, это страшно. Это ведёт к общественному цинизму, переходящему в социальную опасность.
Однажды меня потряс случай, когда одного талантливого художника трое подростков зверски избили. Ведь они могли убить его и вместе с ним его будущие произведения, и всё это - за какие-то жалкие тряпки. Мне захотелось написать произведение публицистического накала. Но я боялся скатиться к фильетонной дидактике, и у меня родилось метафорическое произведение "Ардабиола", где, смешивая реальность с фантастикой, я попытался разоблачить "вещизм", доходящий до преступления. Опасность "вещизма" в том, что это всегда потенциальное преступление. Наше общество должно объявить бескомпромиссную борьбу не только хулиганству, но и скуке, которая зачастую является матерью хулиганства. Хулиганство несовместимо с нашей социалистической нравственностью, и настоящая борьба - это не только наказания постфактум, но и нравственная профилактика.
Литература - это общественная педагогика. Педагогика не означает поучающе воздетый перст и банальные нравоучения. Педагогика - это борьба за душу человека. В этой борьбе может помочь и самая интимная лирика, и поэзия публицистическая, и проза, иногда и фантастика.
Источник: Евтушенко Е.А. Точка опоры. - М.: Мол.гвардия, 1981.
<<< 1 2 3 4 5 6 7 8 >>> |