Назад | (Отрывок 12/24) | Дальше |
Состарившийся, отяжелевший дуче, услышав шаги своей любимой, спил очки, и в его ввалившихся от бессонницы глазах иблестели так называемые скупые слезы, капнутые перед сьемкой из пипетки гримера. В объятия этого покинутого почти всеми, одинокого несчастного человека отрепетированно бросилась не предавшая своего возлюбленного даже в момент крушения его великих идей Кларетта Петаччи с такими же жилеточными слезами...
Какой позор, - вырвалось у итальянского знаменитого чжиссера, и все члены жюри Венецианского кинофестиваля 1984 года наполнили возмущенными возгласами маленький просмотровый зал. - Неофашистская парфюмерия... Маниуляция историей. Плевок в лицо фестивалю...
Яростно рыча и размахивая трубкой, из которой, как из маленького вулкана, летел пепел, западногерманский писатель Гюнтер Грасс пo-буйволиному пригнул голову с прыгающими на носу очками и усами, шевелящимися от гнева:
- Резолюцион! Снять фильм с показа на фестивале. Если бы это был немецкий профашистский фильм о Гитлере, я поступил бы точно так же.
Похожий на седоголового пиринейского орла, который столько лет, вцепившись кривыми когтями в мексиканские кактусы, горько глядел через океан на отобранную у него Испанию, Рафаэль Альберти сказал:
- Это не просто пахнет фашизмом. Это воняет им.
- Мое обоняние солидаризируется, - с мягкой твердостью сказал напоминающий провинциального учителя шведский актер.
- Шокинг,- с негодованием добропорядочной домохозяйки встряхнула кудерьками американская сексуальная писательница Эрика Йонг.
- Это не просто дерьмо... Это опасное дерьмо, потому что его будут есть и плакать, - сказал я.
Глаза представителя администрации засуетились, задребезжали, как две тревожные черные кнопки от звонков. Одна половина лица поехала куда-то вправо, другая - влево. Нос перемещался справа налево и наоборот.
- Моментито! Разделяю ваши чувства полностью, синьоры... Это плохой фильм... Это очень плохой фильм... Это хуже чем плохой фильм... Это позор Италии... Но администрация в сложном положении... В первый раз у нас такое, может быть, самое прогрессивное в мире жюри. Но простите мне горькую шутку, синьоры, - прогресса можно добиваться только с помощью реакции. Нас немедленно обвинят в левом экстремизме, в "руке Москвы" - да, да, не улыбайтесь, синьор Евтушенко! На следующий год нашу левую администрацию разгонят, и в чьих руках окажется фестиваль? В руках таких людей, которые делали "Кларетту".
- Значит, нельзя голосовать против фашизма, потому что тем самым мы поможем фашизму? Знакомая теория, - наливаясь кровью, засопел Грасс с упорством буйвола, глядя поверх сползших на кончик носа очков.
- К сожалению, именно так, - всплеснул руками представитель администрации. - Да, да, синьоры - это стыдно, но так. - И он даже зарозовел от гражданского стыда, как вареный осьминог.
Знаменитый итальянский режиссер в неподкупном ореоле седых волос дискомфортно заерзал шеей, как при приступе остеохондроза.
- Если мы запретим этот фильм, то нас могут упрекнуть, что мы сами пользуемся фашистскими методами, - сказал он, опуская глаза.
- Хотя это не меняет моего мнения о фильме, я вообще против любой цензуры, - с достоинством поддержала его Эрика Йонг.
- Но это же не запрет проката фильма, а лишь снятие его с фестиваля, за который мы все отвечаем, - взорвался Грасс, роняя очки с носа в пепельницу.
- В самом слове "снять" есть нечто тоталитарное, - ласково сказал один из членов жюри, покрывая сложными геометрическими узорами лист бумаги. - В Италии не любят таких слов, как "запретить" или "снять".
- Фильм настолько бездарен, что он вызовет лишь антифашистскую реакцию зрителей, - добавил другой член жюри.
За снятие фильма с фестиваля голосовали только трое иностранцев, исключая Эрику Йонг.
Представитель администрации облегченно вздохнул, поняв, что его зарплата за прогрессивную деятельность спасена - по крайней мере до следующего фестиваля.
Но Грасс не потерял своей буйволиности.
- Резолюцион! - прохрипел он. - В таком случае, мы обязаны хотя бы выразить наше общее отношение к фильму протестом. Я напишу проект.
- Я тоже напишу, - сказал я, предчувствуя, что Грасс напишет нечто неподписуемое. Так оно и произошло.
- Вы слишком подчеркиваете, что фильм "профашистский", а это уже политическое обвинение. Искусство должно стоять выше политики... В Италии нет ни фашизма, ни профашистских настроений. Отдельные группочки нетипичны... (Ого, давненько я не слышал даже от самых наших суровых критиков этого слова "нетипично"!) В Италии никогда не было фашизма в том смысле, как у вас, в Германии, синьор Грасс, - у нас, например, не было ни антисемитизма, ни газовых камер... Муссолини был всего-навсего опереточной фигурой - стоит ли принимать его всерьез...- посыпалось со всех сторон на Грасса от большинства членов нашего самого прогрессивного в мире жюри.
За мой, менее жесткий проект резолюции схватились, как мне сначала показалось, даже восторженно. Но началась коллективная правка - и это была одна из самых страшных правок за всю мою тридцатипятилетнюю литературную жизнь.
Резолюция читалась справа налево и слева направо, повторяя движения лицевых мускулов представителя администрации, а также сверху вниз и снизу вверх. Взвешивалось и мусолилось каждое слово, пунктуация. Сначала я был в отчаянье, но постепенно вошёл во вкус. С любопытством я ожидал, чем все это кончится, беспрестанно меняя, переставляя, вычеркивая в соответствии со всеми, часто взаимоисключающими замечаниями.
Окончательный текст резолюции, в котором почти не осталось ни одного моего слова, был изящно краток, как персидская тихотворная миниатюра:
"Мы, члены жюри Венецианского кинофестиваля, стоя на принципах свободы искусства, включающей неподцензурность, единодушно выражаем свой нравственный протест сентиментальной героизации фашизма в фильме "Кларетта" хотя мы и не запрещаем его показ на фестивале".
Я зачитал этот проект, созданный, так сказать, всем творческим коллективом, но воцарилась мёртвая тишина, исключая буйволиное мычание Грасса, недовольного резолюцией как слишком мягкой.
И вдруг я понял, что резолюция и в этом виде не будет подписана.
- А нужен ли вообще коллективный протест? - наконец прервал тишину знаменитый итальянский режиссер, с легким стоном массируя себе шейные позвонки. - Каждый может высказать прессе свое мнение отдельно... В коллективных протестах всегда есть нечто стадное... Я против нивелировки индивидуальностей... Кроме того, я уверен, что нашим протестом мы создадим только рекламу этому фильму, которого, может быть, никто и не заметил бы...
- Зачем помогать реакции? - опять всплеснул руками, как щупальцами, представитель администрации.
Я любил этого знаменитого итальянского режиссера - особенно мне нравилось, как под мятежным презрительным взглядом девушки взлетали на воздух отели и небоскребы, взорванные этим взглядом, и реяла цветная рухлядь, вывалившаяся из шкафов, и летали мороженые куры в целлофановых саванах, наконец-то взмывшие в небо из холодильников.
Но он сам научил меня взрывать взглядом, и я взорвал эту комнату, и закружились обломки стола бессмысленных заседаний и бесчисленные листки черновиков так и неподписанной резолюции. И только щупальца представителя администрации, порхая отдельно от тела, все продолжали увещевающе всплескивать и всплескивать.
- Так вот вы какие - левые интеллектуалы, защитники свободы слова, - не выдержал я именно потому, что любил этого режиссера. - Вы охотно подписываете любые письма в защиту права протеста в России, потому что это вам ничего не стоит, а сами боитесь подписать протест против собственной мафии... А я-то, дурак, старался, переписывал.
Лицо знаменитого итальянского режиссера исказилось, задёргалось, и вдруг я заметил, как он стареет на глазах с каждым словом, мучительно выбрасываемым из себя.
- Вы, иностранцы, завтра уедете отсюда, а нам здесь жить, - закричал он, заикаясь и держась уже обеими руками за шейные позвонки. - Вы не понимаете, что такое мафия... Они переломали кости несчастному "папараццо"1, который тайком пробрался на съемки... Он еле выжил... А я еще хочу сделать хотя бы пару фильмов, прежде чем меня найдут в каком-нибудь тёмном переулке с черепом, проломанным кастетом... Теперь вам все ясно?
Теперь мне стало ясно все.
Резолюция не была подписана.
Придя на просмотр "Детского сада" для журналистов и как будто подталкиваемый в спину детскими ручонками тех сибирских мальчишек, которые, став на деревянные подставки у станков, делали во время войны снаряды, я опять не выдержал и, едва включился свет, выкричал все, что я думаю о фильме "Кларетта", о том, что такое фашизм. Я был как в тумане и не слышал собственного голоса, а только хриплые сорванные голоса паровозов сорок первого года, трубившие изнутри меня.
А потом я шёл по вымершим ночным венецианским улицам, и лицо Клаудии Кардинале усмехалось надо мной с бесчисленных реклам фильма "Кларетта", который должны были показывать завтра.
Парень в шлеме мотоциклиста, поставив на тротуаре свой "Харлей", прижимал к бетонной стенке девушку в таком же шлеме. Девушка не слишком сопротивлялась, и при поцелуях слышалось постукивание шлема о шлем. Когда они снова сели на мотоцикл, я увидел на белой майке девушки свастику, нечаянно отпечатавшуюся на спине, прижатой парнем к бетонной стенке. "Харлей" зарычал и умчался по направлению к "дикому" пляжу, унося свастику, по-паучьи впившуюся в девичий позвоночник. Я подошел к бетонной стенке и потрогал пальцем кончик свастики. Свастика была свежая.
В день рождения Гитлера под всевидящим небом России эта жалкая кучка парней и девчонок не просто жалка, и сережка со свастикой крохотной - знаком нациста, расиста из проколотой мочки торчит у волчонка, а может быть, просто щенка. Он, Васек-полупанк, с разноцветноволосой и с веками синими Нюркой, у которой в прическе с такой же кустарненькой свастикой брошь. чуть враскачку стоит и скрипит своей чёрной, из кожзаменителя курткой. Соблюдает порядок. На пушку его не возьмешь. Он стоит посреди отягченной могилами братскими Родины. Инвалиду он цедит: "Папаша, хиляй, отдыхай... Ну чего ты шумишь? - Это в Индии - знак плодородия. Мы, папаша, с индусами дружим... Сплошное бхай-бхай!" Как случиться могло, чтобы эти, как мы говорим, единицы уродились в стране двадцати миллионов и больше - теней? Что позволило им, а верней, помогло появиться, что позволило им ухватиться за свастику в ней? Тротуарные голуби что-то воркуют на площади каркающие, и во взгляде седого комбата отеческий гнев, и глядит на потомков, играющих в свастику, Карбышев, от позора и ужаса заново обледенев... |
1 Папарацио - Фотограф, снимающий знаменитостей.
Назад | (Отрывок 12/24) | Дальше |