И был Париж, был зал, и перед залом, на час искусство прыганьем поправ, острило что-то и вертело задом... Все это было — приложенье к Пьяв. И вот она вошла, до суеверья похожая на грубого божка, как будто в резвый скетч, опшбшись дверью, усталая трагедия вошла. И над белибердою балаганной она воздвиглась, бледная, без сил, как будто бы совёнок больноглазый, тяжёлый от своих разбитых крыл. Кургузая накрашенная кроха, она, скрывая кашель, чуть жива, стояла посреди тебя, эпоха, держась на ножках тоненьких едва. На нас она глядела, как на Сену, куда с обрыва бросится вот-вот; и мне хотелось кинуться на сцену и поддержать — иначе упадёт. Но — четкий взмах морщинистой ручонки! Вступил оркестр... На самый край она ступила... Распрямляясь обречённо, дрожа, вобрала музыку спина. И вот запело, будто полетело, упав от перевешивавших глаз, хирургами искромсанное тело, хрипя, переворачиваясь,— в нас! Оно, летя, рыдало, хохотало, шептало, словно бред булонских трав, тележкой сен-жерменской грохотало, сиреной выло. Это было — Пьяв. Смешались в ней набаты, ливни, пушки, заклятья, стоны, говоры теней... Добры, как великаны к лилипутке, мы только что невольно были к ней. Но горлом горе шло, и горлом — вера, шли горлом звезды, шли колокола... Как великанша жалких Гулливеров, она, играя, в руки нас брала. А главным было в ней — артисте истом, что, поджидавшей смерти вопреки, шли её горлом новые артисты,— пусть оставляя в горле слёз комки. Так, уходя со сцены, Пьяв гремела, в неистовстве пророчествуя нам. Совёнок пел, как пела бы химера, упавшая на сцену с Нотр-Дам! |
1963 |
Источники:
- 1973 - Интимная лирика. М., "Молодая гвардия".