Запрятав хитрую ухмылку, я расскажу про Тыко Вылку. Быть может, малость я навру, но не хочу я с тем считаться, что стал он темой диссертаций. Мне это всё - не по нутру. Ведь, между прочим, эта тема имела - черт их взял бы! - тело порядка сотни килограмм. Песцов и рыбу продавала, оленей в карты продувала, унты, бывало, пропивала и, мажа холст, не придавала значенья тонким колерам. Все восторгались с жалким писком им - первым ненцем-живописцем, а он себя не раздувал, и безо всяческих загадок он рисовал закат - закатом и море - морем рисовал. Был каждый глаз у Тыко Вылки, как будто щёлка у копилки. Но он копил, как скряга хмур, не медь потертую влияний, а блики северных сияний, а блестки рыбьих одеяний и переливы нерпьих шкур. "Когда вы это всё учтёте?" - искусствоведческие тети внушали ищущим юнцам. "Из вас художников не выйдет. Вот он - рисует всё, как видит... К нему на выучку бы вам!" Ему начальник раймасштаба, толстяк, грудастый, словно баба, который был известный гад, сказал: "Оплатим всё по форме... Отобрази меня на фоне оленеводческих бригад. Ты отрази и поголовье, и лица, полные здоровья, и трудовой задор, и пыл, но чтобы всё в натуре вышло!" "Начальник, я пишу, как вижу..." И Вылка к делу приступил. Он, в краски вкладывая нежность, изобразил оленей, ненцев, и - будь что будет, всё равно! - как завершенье, на картине с размаху шлепнул посредине большое грязное пятно! То был для Вылки очень странный приём - по сущности, абстрактный,- а в то же время сочный, страстный, реалистический мазок. Смеялись ненцы и олени, и лишь начальник в изумленье, сочтя всё это за глумленье, никак узнать себя не мог. И я восславлю Тыко Вылку! Пускай он ложку или вилку держать как надо не умел - зато он кисть держал как надо, зато себя держал как надо! Вот редкость - гордость он имел. |
1963 |