Я тысячи жизней прожил, а, кажется, только вчера я слышал: "У, чёртова прожить...", "У, чертова немчура!" И это был не Куняев, а в пах мне вонзавший мыски пахан электричек, трамваев по кличке Сосо - из хозяев блатной безотцовой Москвы. А был он совсем не грузином, но в хромах скрипуче ходя, он с форсом невообразимым играл в дворового вождя. А был он вообще-то шестёркой на стрёме у главных тузов, но славился лексикой тонкой: "Ща вмажу промежду глазов!" Он смел перед всею Европой к нацгордости нас приучать и Пушкину: "У, черножопый!", наверно, бы мог прорычать. Но друг мой, по прозвищу Чина, в подвальной пещере его уделал при помощи дрына, гвоздями ощерённого. И, ткнув сапогом его тушу, он сплюнул: "Спи, бедный Сосо..." и выдал за милую душу фиксато-брезгливое: "Псё..." Я тысячи жизней прожил, но не был пахан или вождь. Был самый грешнейший в прошлом и был, как грибнейший дождь. А после - хулимо-хвалимой поэты, как боровички, пошли, прикрывая хвоинками младенчиские роднички... Я не предъявляю к оплате мной вспомненные времена, но зависть, как будто проклятье, преследовала меня. И где наше прежнее братство, где наше арбатство, булатство? Со славой нам не разобраться. На всех она общая кость. Как нам друг до друга добраться сквозь жадность, сквозь ревнивость и злость? Куда же мы все подевались, за что это дьявольский сглаз? Когда-то мы не продавались - так что же купило всех нас? Нас порознь рассыпало встряхом. Мы куплены ни за что нам прежде неведомым страхом, что вдруг нас не купит никто. Сны мучают вновь - с вертухаями и лаями лагерных псов. Казалось - мы неразрываемы, а нас разодрали, и псё... Скажи, в чём сокрыта причина разодранности такой, мой кореш спасительный - Чина, и злоба, и зависть - на кой? Голодные и забитые мы не были баловни мам, и мы никому не завидовали - за это завидуют нам. Твой дом сожгли на Валдае. Спалили в Абхазии мой. Отечества пепел глотая, вернулись мы в дружбу - домой. Я тысячи жизней прожил, но улица есть одна, мне памятнее всех прочих - Матросская Тишина. Здесь матери, жёны, дочери в снегу, словно в белой тьме, стояли, построившись в очередь, к набитой родными тюрьме. Мы с мамой, смерзаясь в камень, среди молодух и старух стояли с двумя узелками для дедушек - тоже двух. Мы в очередь горя впаялись. Мужчины прийти сюда, наверное, просто боялись, но женщины - никогда. Где ягодки, где цветочки? Но ставят кровавые точки на карте России "заточки". Подносят малышке-таджичке к груди зажигалки и спички, а матери-африканки детей собирают останки на Невке и на Дону, как будто с Толстым, Достоевским, а больше, наверное, не с кем, ведут их потомки войну. И спрашивает меня Чина: "Что наше лицо? Что личина?" Так что, вроде Русского Яра нужна ещё больше беда, чтоб нас ещё больше спаяла? Ведь это же не навсегда... А где тот пропавший япончик, зарезанный за телефончик? Сиял: "Как у вас холосо!" Добавляю я после обзора: "Не хватит ли нам позора? Стыдились бы женщин... Псё!" |
2004 |