У художника Целкова жизнь по-своему толкова: недруг твой, Аэрофлот, двум богам он платит подать,- пить умеет, как работать, а работает, как пьёт. Убежденный невылаза, он боится и Кавказа, а в Сибири - мошкара, но, палачески гуманен, я сказал: "Билет в кармане... Просибириться пора..." Он в якутские болота выпал в мох из вертолета, проконьячась в облаках, вместе с мрачными смешками и с прозрачными грешками, да еще с двумя мешками - под глазами, не в руках. У художника Целкова цепок взгляд и цепко слово, и, наверно, неспроста буркнул он, угрюмо ежась, про вилюйскую таежность: "Братцы, - гиблые места..." Мы не стали придираться: "Знаешь, мы тебе не братцы, и, вообще, ты модернист..." Как опущенные в воду, оглянулись на природу, но и к ней не придрались. Край действительно был мрачен. Худосочен, раскорячен, лес карабкался бочком. Мох на скалах вис, как пакля, и на сотню верст не пахло ни костром, ни табачком. Но была такая роскошь в пересыпанной морошкой нищей хмурой красоте. Эта царственность изгойства спесь повыбила из гостя и держала в страхоте. Все художники - изгои, но художник не тайгою так напуган был в пути: просто собственную сущность в обреченно гордых сучьях он увидел во плоти. И с тайгой художник сжился, выжимал Вилюй из джинсов, голубику жрал с куста, шамал уток вместе с дробью, но бурчал испуг в утробе: "Братцы, - гиблые места..." Слушай, если для кого-то твоя живопись - болото, зря он выглядит спецом. Место гиблое - искусство, но лишь в нём ты от холуйства, как от гибели, спасен. Я в таких бывал паласах на торжественных балясах, вот где гибель - это да! Там тебе лакеев тени, "Вери гуд!" и "Мольто бене!" - всё, но только не таймени, не пороги в пьяной пене, не лодчонка "Эконда" с добавленьем: "Эх, когда?" И у сукиного сына, где зеленая трясина на столе под стеклецом, в телефонных кочках затхлых застоялся гиблый запах - трупно пахнет стервецом. И в случайной чьей-то спальне, и во вральне-либеральне, где на деле - трусота, где трясинны взгляды, губы, я шептал: "Махнуть в тайгу бы! Это - гиблые места..." Нет у гениев Госстраха, кроме собственного страха стать подобьем торгаша. Гений гибнет, словно бездарь, если стала гиблой бездной иссушенная душа. Дай-то бог тебе, Целкову, чтоб счастливую подкову ты нашел у горных струй, чтобы ты не сдался, выплыл, чтобы местом самым "гиблым" был в судьбе твоей Вилюй. Тот, кто истинный художник, тот в душе всегда таежник. Как тайга, весь белый свет. Среди гнили, гари, суши есть погибнувшие души - гиблых мест на свете нет. |
1976 |