Была страшнее взрыва тишина. Бой смолк, и думал кинооператор о том, как непохожа на парады великая и страшная война. Он сам себе сейчас был Эйзенштейн, Довженко, Дзига Ветров и Пудовкин, хотя навряд ли думал о потомках, вытряхивая землю из ушей. А думал он о том, что рвётся плёнка, что смерть есть смерть, как это ни пригладь, и что актёры смерть играют плохо. Наверно, невозможно смерть "сыграть". Усевшись на разбомбленный бугор, на объектив из фляжки капнул водки и уголком засаленной пилотки привычно с объектива пепел стёр. Вздохнул он - подремать бы с полчаса, но, тишину поняв лишь как заминку, он камеру проверил на соринку. Нет, всё в порядке. Камера чиста. Потом он рассмеялся над собой: привычка та, как при актёрских сценах, - от фильмов игровых, от довоенных. Что проверять? Не переснимешь бой. Но вспомнилось нечаяноо опять о съёмке заполошной на Ордынке, о давней непроверенной соринке, когда пришлось потом переснимать. А рядом он увидел мертвеца, сидящего спиной к осине странно, и девушки далёкой пол-лица над краешком нагрудного кармана. Должно быть, фото доставал солдат, и пальцы, поувытянув, упали, и вот - глаза её на смерть глядят, не понимая, как сюда попали. И оператор камеру включил, чтоб этот миг из памяти не стёрся, и мураша на фото различил, свой объектив приблизив к гимнастёрке. Но пулемёт хлестнул по мертвецу, а заодно - и по живому тоже. Лишь камера, качаясь на весу, ещё дрожала человечьей дрожью. Своё "Ура!" над степью раскатив, солдаты вновь рванулись в рукопашный, вбегая, как в бессмертье, в объектив, из мёртвых рук на землю не упавший... Я - кинооператор твой, история, - иначе бы стихи писать не стоило. Дай бог, чтоб, ненавидя и любя, и после смерти я снимал тебя! В искусстве даже мёртвые ведущи, простреленные пулями насквозь. Проверим на соринку наши души, чтоб всё переснимать нам не пришлось! Когда в искусстве что-то есть от рынка, то это так смертельно для него, как будто в кинокамере соринка, стирающая даже волшебство. А все соринки вместе - это сор, который сжечь в избе - и то позор. Но нет искусства без такой соринки, когда на нас нахлынуло, нашло, и плачем, объясняя по старинке: "Соринка в глаз попала... Ничего..." |